Миграционный омбудсмен: координация и контроль
В последнюю неделю активно обсуждается введение новой должности – миграционного омбудсмена. Назначение миграционного омбудсмена имеет смысл, если его основной обязанностью будет координация работы всех ведомств, которые занимаются миграционными вопросами.
Как было верно замечено в СМИ, их у нас целый ряд. Это ФМС, МВД, Минэкономразвития, Минтруд, Роспотребнадзор, Минздрав и другие, не говоря уж о профильных департаментах, в сфере деятельности которых широко используется труд низкоквалифицированных мигрантов.
Каждое ведомство имеет собственные функции и собственные полномочия в сфере регулирования и контроля миграционных процессов. Конечно, один человек следить за работой каждой отдельной структуры не может.
Обязанностями миграционного омбудсмена, прежде всего, должны быть координация и контроль. Контроль реализации государственной национальной и миграционной политики, координация работы законодательных и исполнительных властей, правозащитных и общественных организаций и, конечно, прямая связь с гражданским обществом.
У него должны быть полномочия в организации взаимодействия между государственными структурами. Чтобы, например, Минэкономразвития или Налоговая служба по его рекомендации обязаны были оказать содействие, допустим, ФМС или Минтруду или наоборот. Чтобы муниципальные власти по его запросу обязаны были предоставлять необходимую информацию о деятельности по регулированию миграции на подведомственной территории.
С другой стороны необходимо, чтобы представители гражданского общества имели возможность напрямую информировать омбудсмена о миграционной обстановке и проблемах с которыми они сталкиваются. Такое взаимодействие позволит омбудсмену достоверно оценивать и анализировать ситуацию, оперативно направлять рекомендации в ФМС и полицию по проверке тех или иных объектов, а при необходимости рекомендовать к участию в этих мероприятиях сотрудников других ведомств.
Кроме того, человек, который будет занимать эту должность, должен иметь практический опыт в области миграции, разбираться в законодательных аспектах, связанных с миграционной политикой, уметь взаимодействовать с институтами гражданского общества, правозащитными организациями и государственными органами власти. Важно, чтобы он обладал знаниями о международном опыте решения миграционных вопросов, понимал, как развиваются трудовые отношения в России, и каково состояние рынка труда.
При перечисленных условиях эта должность будет реально нужной и значимой, а не очередным громким, но пустым чином.
В этой же рубрике:
- Необходимо применение единого и комплексного подхода к организации работы образовательных учреждений, в том числе с семьями мигрантов
- Проведение комплексного экзамена для иностранных граждан на региональном уровне требует единой формы и порядка его проведения
- Миграционной политике необходим общественный контроль
- В ОП РФ состоялся круглый стол «Развитие общественной дипломатии и экономики в условиях действия ЕАЭС»
- Пробелы в системе тестирования необходимо быстро устранить!